Белая и пушЫстая-я-я-я-я

Великий Гэтсби

Мировая критика и каннская публика приняли фильм с прохладцей, недовольные "недостаточно глубокой" трактовкой характера Джея Гэтсби, главного героя. Видимо, им не хватила ореола мученичества, многозначительности и недосказанности. Их не устроил вариант Лурмана, четко расставивший акценты и обозначивший персонажи.

Режиссёр со своей командой три года провел в изысканиях, вдоль и поперек изучил биографию и тексты Гэтсби Фитцджеральда, выстроил картину и картинку, в которой нет случайных деталей: от постера, часто мелькающего в кадре и отсылающего к обложке первого «Гэтсби», до «университетской»  бабочки Ника, от спродюсированного Jay-Z саундтрека, в котором хип-хоп заменяет джаз, осовременивая атмосферу романа, до переноса действия на 5 лет вперед.

В нынешнем воплощении, мне кажется, «Гэтсби» нашел для себя идеального режиссера, идеальных исполнителей главных ролей, идеальных художников. Лурман, как певец формы и неамериканец , снял свою новую феерию не столько о Гэтсби, сколько об Америке, навязанной ей системе координат, в которой существуем мы все. О переполненной материальными объектами пустоте, заполняющей и пожирающей тебя, если пустоте есть место у тебя внутри. Лео же смог сыграть «розового», по сути персонажа, гонящегося за ускользающей мечтой так, что ему безусловно веришь. Дейзи же Маллиган не только излучает золотое сияние - ее трактовка отсылает к Зельде, жене Фитцджеральда, барышне-южанке, она же material girl, и это добавляет ее линии глубины.

На мой взгляд, в своей претензии на «правильное» понимание сути романа, критики проявляют снобизм - как раз ту черту, которую презирал Фитцджеральд, так наглядно продемонстрировав это через характер одного из персонажей, Тома Бьюкенена. Снобизм – не что иное как претензия на собственное превосходство, не подкрепленная реальными достижениями. Снобом по определению не может быть человек чего-то добившийся. Сама этимология слова snob – sine nobilate (лишенный благородства) как раз и передает основной конфликт романа и фильма – невозможность существования в реальности, лишенной благородства. Гэтсби – большой ребенок, живущий в иллюзорном мире и влюбленный в воображаемую героиню, воплощенную в образе Дэйзи, сложивший к ее ногам все богатства, тот самый Гэтсби – ширма для бутлегеров и художник и поэт искусства мишуры и какофонии – благороден. Благороден тем, что живет мечтой, тем, что построил свою жизнь как приключенческий роман, и ждет заслуженного счастливого финала. И получает самый счастливый финал из возможных – гибнет раньше, чем успели погибнуть его иллюзии.

Немного забавных фактов:

  • По происхождению Фитцджеральд скорее Бьюкенен, чем Гэтсби. Но без средств

  • Папеньку Ф.С.Ф, уволили из FMCG – Procter & Gamble

  • История любви Ф. Скотта – очень схожа с историей Гэтсби (но с промежуточном "хэппи-эндом"), а финал еще более печален: он спился и умер от болезни сердца, Зельда же окончила свои дни в сумасшедшем доме с диагнозом шизофрения (изначально была диагностирована белая горячка)

Tags:
Спасибо, Коля! Мне очень странно и непонятно, что они там хотят увидеть - социальную критику? Им недостаточно ее в виде картинки, нужно, чтобы на словах разжевали? Бесит)
Я не понимаю претензии "красиво, но пустовато". Где там пустовато? Все как по нотам же, не отклоняясь от оригинала! Эмоции на лице героев тоже збс, чего им еще надо? ))
Многозначительных диалогов, разжевывающих все для дебилов)
Прекраснейший отзыв. При том, что я еще фильм не смотрела. Но твой отзыв очень радует и вселяет оптимизм.
Спасибо! Надеюсь, тебя не разочарует. Я, честно говоря, не поняла, как он может не нравиться и чего недодали жалобщикам). Притом, я не фанат Лурмана в принципе)
Лурману надо очень постараться, чтобы разочаровать меня :)
А вообще я лично считаю, что Лурману карму править надо - у меня в голове просто не укладывается, что он в своих фильмах может чего-то недодать.
Думаю, его так и не признают "достойным"). Разве что, он сойдет с ума и ударится в минимализм)
У Лурмана лично я готова смотреть что угодно, даже минимализм.
Кстати, посмотрела Гэтсби - отличное кино.
Прочитала твой отзыв и поняла, насколько цинично я посмотрела этот фильм. Ну, ты знаешь, я мелодрамы не жалую. И тут как-то сразу заскучала и наблюдала только за актерской игрой, и это было интересно)) Сам по себе юношеский наивный романтизм внутри взрослого мужчины, мне как-то не симпатичен. Да и девушка не показалась богиней, ради которой можно двигать горы. А вот играли действительно хорошо! Некоторым сценам готова была аплодировать.
Ты, Катя, девушка с трепетной душой и нехилым интеллектом, так классно такие фильмы смотришь, даже завидно))) Мне же, наблюдая подобные отношения, хочется оказаться рядом и вправить обоим мозги, чтобы не страдали и не мучили других)) Ничего не могу с собой поделать))
На самом деле, это не мелодрама - трагедия. Девушка богиней не была, он в ней видел богиню). Она - воплощение всех его надежд и мечтаний).

Тут не страдания были, а конфликт мировосприятия). Несовпадение
Спасибо, Коля). Пойду пересматривать в выходные волшебное это кино)
я книжку не читал, но мне кажется, что Гэтсби не нарисован абсолютно положительным. Впрочем, может это я его так вижу. Ну например, бизнес у него все-таки криминальный. Условно говоря, он же бутлегер, то есть почти наркоторговец, если на наше время переносить. И тут я понял, что мне он чем-то Дензеля из "Гангстера" - тоже интересный персонаж с идеалами и т.п.
Книга небольшая). Герой я не сказала чтобы сложный или безмерно глубокий. Он "загадочный", т.е. мотивации его необычны и непрозрачны, он абсолютно романтический (не в мелодраматическом смысле) и ждет романтики. Пытается создать волшебство. Некий Монте-Кристо или Д'Артаньян, причем, сознательно им ставший). И цельный в своем взгляде на мир)
В книге это как -то в меньшей степени передано а у Ди Каприо в большей - невольное подозрение в том что у героя слегка не все дома. Вот этот легкий флер безумия когда человек застрял в прошлом и живем им как настоящим -можно назвать это романтизмом, мне это угодно именовать душевной болезнью.
Роман автобиографический во многом и сам Фицджеральд упорствовал в желании жениться на Зельде, хоть она того и не стоила. В их браке, правда, сумасшедшей оказалась она(
На английском роман читается на одном дыхании и по ходу прочтения (я читала совсем недавно - уже после выхода фильма я снова и снова подмечала насколько удачна эта экранизация. Очень бережная я бы сказала.
То-то и оно. Все ругают Лурмана за то, что он недостаточно показал "двойное дно", но он ведь экранизировал роман, а не всю последовавшую литературную критику)